Российские инженеры создали дешевую пленку, которая может обогревать автомобильные стекла

Задние стекла у автомобилей дополняются тонкими нитями, которые, пропуская электрический ток, нагревают материал, препятствуя образованию наледи и убирая воду. Однако такое решение не обеспечивает достаточный обзор. Точнее, в течение нескольких минут после запуска мотора наледь и вода испаряются только вдоль нитей, из-за чего водителям приходится ждать, пока не прогреется стекло. Российские ученые из Красноярского научного центра предложили лучшее решение — греющую пленку. Она способна не только прогревать всю поверхность стекла, но и остается невидимой для глаза. Более того, такая пленка стоит существенно дешевле иностранных аналогов.

В основе нового материала лежит биоразлагаемый полимер, который наносится на заранее подготовленную основу, а затем подвергается воздействию высоких температур. Благодаря этому, на будущей пленке формируется рисунок из сети небольших ячеек. Размер последних можно менять, варьируя параметры теплоотдачи. Как отметили российские ученые, такой способ изготовления значительно дешевле литографии, которая применяется при создании токопроводящих пленок.

В дальнейшем основа с биоразлагаемым полимером отправляется в другую камеру, в которой на поверхность напыляется металл. Этот материал заполняет тонкие трещины между ячейками. Затем во время производства пленку промывают под водой, после чего на поверхности остаются токопроводящие полоски шириной 2 и 5 микрон.

Ученые обращают внимание на то, что в ходе изготовления данного материала применялось инновационное решение: шаблон, применяемый в рамках этой процедуры, активизируется во время напыления металла. Такой подход позволяет создавать более толстые, чем у иностранных аналогов, токопроводящие полоски. Достигается это благодаря тому, что каждый элемент шаблона в ходе напыления начинает двигаться. В конце производственного процесса пленка покрывается одностенными углеродными нанотрубками, которые и делают материал невидимым для глаза.

Среди достоинств данной разработки ученые выделяют еще и то, что она нагревается быстрее, чем иностранные аналоги. Помимо этого, новая пленка в процессе нагрева не создает оптические иллюзии, характерные для стекол с молибденовыми нитями. Такая особенность положительно сказывается на безопасности автомобиля. Ученые отмечают, что данная разработка позволяет уложить тонкий слой электрохромной композиции, с помощью которой можно создавать самозатемняющиеся стекла.

В настоящий момент пока неизвестны ни цены, ни дата выхода новой пленки на рынок.